Независимый проект в театре для детей

Театральный режиссёр Екатерина Корабельник о независимых проектах в театре для детей.

Почему для детей так много работают именно женщины режиссёры? Догадка на поверхности, цепочка проста. Взрослый режиссёр становится молодой мамой, и начинает проходить все стадии материнства. В какой-то момент в жизни ребёнка и молодой мамы появляются книги. И это подчас бывает столь увлекательно, что начинаешь задаваться вопросом, а почему не сделать спектакль по этой книге? Твой ребёнок посмотрит спектакль, по своей любимой книге!

Вот так всё и началось. Ребёнок любил книжку Д. Дональсон "Тюлька", и мама поставила спектакли в формате бэбилаба по этой книге.

Ребёнок растёт и вы уже читаете книги для младшего школьного возраста, так появилась "Супербелка". Мой муж прочитал моему сыну книгу Кейт Ди Камилло "Флора и Одиссей", и потом они хором мне закричали: " читай и ставь". Я так и сделала. 
Спектакль "Спасти Супербелку" фото  с сайта Центра драматургии и режиссуры 

А вот с "Детьми Ворона" получилось иначе. Я вообще читаю все что выходит в издательстве "Самокат", ну нравится мне это издательство. Там я и наткнулась на книгу Юлии Яковлевой "Дети ворона". Прочитала, дала мужу, и опять мы сошлись во мнении, что это отличный материал для спектакля. Ну и сын уже скоро дорастёт, чтобы прочитать и посмотреть этот спектакль. 
Спектакль "Дети ворона" фото с сайта Центра имени Вс. Мейерхольда 

Эскиз " Детей ворона" он видел, и очень ждёт премьеры, хочет увидеть спектакль целиком. 

А если серьёзно, я уже лет двадцать читаю детскую литературу, с прицелом превратить эти книги в спектакли. Но, скажу честно, двадцать лет назад, детский театр не был таким трендом, и во многих местах, где я предлагала материал, со мной говорили не охотно. Многое из этого спустя годы поставили другие режиссёры, с одной стороны обидно, с другой стороны, значит, я не зря морочила людям голову, этот материал действительно был достоин сценической жизни. 
Но как воплотить замыслы в жизнь, когда вы с ребёнком уже влюблены в материал, а государственный театр ещё не верит, что книжку нужно немедленно ставить? Ответ очевиден – пускаться в независимое плавание.

Главное, что нужно понимать - независимые проекты, это не про деньги! Независимые проекты это про любовь и творчество. Поэтому так важно - с кем и ради чего вы пускаетесь в этот увлекательный и изнурительный «трип».

Пункт первый - «ради чего»: у вас есть материал, поставить который стало вашей навязчивой идеей.

Пункт второй - «с кем»: у вас есть человек, которому вы с утра (а утро это часов 6-7) пишите, или даже звоните, и он уже/ещё не спит, и говорит спокойным голосом "все по плану, мы это сделаем". И вы этому человеку почему-то верите. И он становится для вас родной матерью. Ну а официально это называется «продюсер». Для меня этим человеком стал Евгений Худяков!

Подытоживаем: первое - материал, который только вы можете и хотите поставить, второе - продюсер, человек одной с вами одной крови, который вас будет оберегать, поддерживать, щедро делится не только своими гениальными мыслями, но и потрясающими друзьями, которые впоследствии станут вашими. Если все это у вас уже есть, то остальное достаточно ясно и почти просто.

Вам нужны деньги, но они, скорее всего, появятся не сразу. И вам предстоит, естественно вместе с продюсером, убедить кучу людей, что деньги это не главное, а главное это театр, в который все должны идти и умереть абсолютно бесплатно, или за маленькое вознаграждение. Уверяю вас - как ни странно, но такие люди есть! Люди, готовые репетировать по 8 часов, рисовать, строить бесплатно декорации, увлечённые, и не равнодушные! И если такие люди появились в вашей команде, дело за малым, вы должны сделать продукт, который будет интересен, другой части людей, то же увлечённых и готовых потратить свои деньги на то, чтобы полтора - два часа, провести в тёмном зале вместе с вашей командой.

Вот, в принципе, и все. Естественно, я упустила много важного, например, откуда должны появиться деньги, как найти площадку, которая будет рада вашему спектаклю так же, как и вы, но это все продюсерская вотчина.

Вывод простой - независимые проекты, это продюсерские проекты.

Конечно, нам ещё очень повезло, не могу об этом не написать, оба наших проекта поддержал СТД, и для нас это было очень важно!

Ну а наш результат на сегодняшний день таков:

1. КейтДиКамилло "Спасти Супербелку" (продюсеры: Евгений Худяков, Алексей Бошенков, Иван Рыбаулин (продюсерская компания "Артсленд"). Спектакль - участник нескольких фестивалей, спец приз жюри фестиваля "Арлекин, участник детского уикенда «Золотой маски», идёт в ЦДР)

2. Юлия Яковлева "Дети Ворона" (продюсер: Евгений Худяков, премьера 9 ноября на сцене Центра имени Мейерхольда).


Наверное, ещё все-таки надо пару слов сказать о "Детях ворона" - с этим спектаклем произошла вообще фантастическая история. Мы с Евгением Худяковым решили что «спектаклю быть» при любых обстоятельствах. И видимо наш посыл во вселенную был настолько четким и активным, что с нами начали происходить настоящие чудеса. Во-первых, мы смогли сделать эскиз этого спектакля в рамках проекта «Детский уикенд «Золотой маски», после чего нас пригласили делать спектакль в Центре Мейерхольда! Нам удалось собрать лишь половину нужных средств на «Планете», но неожиданно мы получили грант СТД, который окончательно помог нам выпустить спектакль! Конечно, любые чудеса делают люди, и вокруг спектакля собрались действительно замечательные люди. Их много, и они по-настоящему прекрасны! Но об этом надо писать отдельный пост. «Вперёд и ничего не боятся!» Эта фраза из «Детей Ворона», стала для меня гимном независимых проектов!

Комментарии